Sanma no aji

Sanma no aji
 Вкус осенней сайры
   1962 – Япония (112 мин)
     Произв. Shochiku, Ofuna
     Реж. ЯСУДЗИРО ОДЗУ
     Сцен. Ясудзиро Одзу и Кого Нода
     Опер. Юхару Ацута (Agfacolor)
     Муз. Кодзюн Сайто
     В ролях Тисю Рю (Сюхэй Хираяма), Сима Ивасита (Митико Хираяма), Синитиро Миками (Кадзуо Хираяма), Кэйдзи Сада (Койти Хираяма), Марико Окада (Акико Хираяма), Нобуо Накамура (Судзо Кавай), Эйдзиро Тоно (Сакума), Кёко Кисида (барменша), Кюдзи Кита (Сасуму Хориэ).
   Промзона Кавасаки. 3 давних друга, бывшие однокашники Хираяма, Хориэ и Кавай, часто встречаются, чтобы поболтать, выпить сакэ и вспомнить прошлое. Вдовец Хираяма живет со взрослым сыном, 21-летним студентом, и с 24-летней дочерью Митико, на которой висят все заботы по дому. У него есть еще один сын, более взрослый и уже семейный человек. Хориэ, тоже вдовец, только что женился снова на совсем молодой девушке, которая годится ему в дочери, а то и во внучки. Этот недавний брак провоцирует ироничные (возможно, не без доли зависти) замечания друзей. Кавай уговаривает Хираяму, чтобы тот выдал дочь замуж и не позволял ей жертвовать собою ради него. У него в запасе есть кандидат. 3 друга и прочие их соученики организуют праздничный ужин в честь их бывшего учителя Сакумы по прозвищу Тыква, который теперь живет кое-как с дочерью, старой девой, и владеет ресторанчиком в дешевом квартале города. Позднее Хираяма приезжает в дом Сакумы, чтобы передать ему деньги, собранные бывшими учениками. Глядя на молчаливую и обиженную дочь Сакумы, не нашедшую мужа и оставшуюся с отцом, Хираяма поддается на уговоры Кавая и решает выдать Митико замуж. Молодой человек, которого она любила, друг ее старшего брата, уже нашел себе другую невесту: Митико слишком долго ему отказывала. Она решает выйти за претендента, предложенного Каваем. Вечером после брачной церемонии Хираяма пытается утопить тоску в алкоголе и приходит в кафе, куда его когда-то привел бывший моряк, сражавшийся под его командованием на войне. Хозяйка заведения похожа на его покойную жену. Обстоятельно напившись, Хираяма возвращается домой, где он отныне будет жить один, с младшим сыном.
     Последний фильм Одзу (и 6-й его фильм, снятый на цветную пленку). Ощущение узнавания в мире Одзу так сильно, что полностью затмевает собой ощущение реальности. Реальность в данном случае реальна именно потому, что узнаваема. Тема Вкуса осенней сайры уже не раз была проиллюстрирована Одзу (в частности, в шедевре Поздняя весна , Banshun и в Поздней осени , Akibiyori, 1960). Все актеры – завсегдатаи его фильмов. Стиль Одзу уже давно определен раз и навсегда: планы, снятые с пола, неподвижная камера, планы предметов или пустых декораций отмечают паузы или ритм повествования. Поскольку эти планы тесно связаны с содержанием сцены, они – полная противоположность «натюрмортов» (в особенности план, где дым медленно поднимается к потолку бара в сцене, когда Тисю Рю напивается после свадьбы дочери). Узнавание и ощущение прикосновения к вечности, которые испытываешь при встрече с фильмами Одзу рождаются, в частности, от того, что для него настоящее не более важно, чем прошлое или будущее. Прошлое весьма интенсивно существует в мыслях и воспоминаниях, к которым постоянно возвращаются персонажи; в хрестоматийных сценах торжественного ужина, организованного в честь старого и бессильного учителя. Будущее живет в планах и прожектах, которые постоянно строят персонажи, чтобы обеспечить счастье своих потомков. А от мимолетного настоящего, возможно, остается самое главное: та самая мимолетность, тоска, то чувство поражения и, самое главное, пустоты, которое Одзу превращает для зрителя в наполненность. Неудовлетворенность постепенно перерастает в покой и безмятежность. Отчаяние незаметно оборачивается покорным смирением перед неотвратимыми законами времени, старения, последовательной смены поколений. В последнем фильме Одзу всеми усилиями пытается придать созданному им миру, своим любимым персонажам, своим самым интимным мыслям и впечатлениям самый обыденный и банальный вид – насколько возможно, несущий утешение. В конце творческого пути он выбрал для себя лучший способ смириться с жизненной мукой: принять и предъявлять ее другим как нечто обыденное и банальное. Мы никогда не научимся мириться с грустью, одиночеством, смертью, пока они не станут нам знакомы и узнаваемы как психологически, так и в самом конкретном своем виде. Таков, в общих чертах, смысл его предсмертного напутствия.
   БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги выпущены отдельным томом в издательстве «Publications Orienialistes de Françe» (1986; французское название картины – Le gout du saké ).

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Sanma no aji" в других словарях:

  • Le Goût du saké — Données clés Titre original Sanma no aji Réalisation Yasujirō Ozu Scénario Kôgo Noda Yasujirō Ozu Acteurs principaux Chishu Ryu, Shima Iwashita, Keiji Sada …   Wikipédia en Français

  • Le Gout du sake — Le Goût du saké Le Goût du saké (dont le titre original est 秋刀魚の味, Sanma no aji, littéralement : Le Goût du poisson d automne) est un film japonais réalisé par Yasujiro Ozu, sorti en 1962. Sommaire 1 Synopsis 2 Fiche technique 3 Distribution …   Wikipédia en Français

  • Le Goût Du Saké — (dont le titre original est 秋刀魚の味, Sanma no aji, littéralement : Le Goût du poisson d automne) est un film japonais réalisé par Yasujiro Ozu, sorti en 1962. Sommaire 1 Synopsis 2 Fiche technique 3 Distribution …   Wikipédia en Français

  • Le goût du saké — (dont le titre original est 秋刀魚の味, Sanma no aji, littéralement : Le Goût du poisson d automne) est un film japonais réalisé par Yasujiro Ozu, sorti en 1962. Sommaire 1 Synopsis 2 Fiche technique 3 Distribution …   Wikipédia en Français

  • Yasujirō Ozu — Born December 12, 1903(1903 12 12) Tokyo, Japan Died December 12, 1963( …   Wikipedia

  • An Autumn Afternoon — Infobox Film name =An Autumn Afternoon caption =An Autumn Afternoon DVD Cover imdb id =0056444 director =Yasujiro Ozu producer =Shochiku writer =Kogo Noda Yasujiro Ozu starring =Chishu Ryu, Shima Iwashita, Keiji Sada, Mariko Okada, Teruo Yoshida …   Wikipedia

  • 1001 películas que hay que ver antes de morir — Saltar a navegación, búsqueda 1001 películas que hay que ver antes de morir Autor Steven Jay Schneider Traductor Eduardo Murillo Jordi Beltrán Joan Trejo Teresa Camprodón Ana Quijada Isabel Merino Encarna Quijada …   Wikipedia Español

  • Yasuhiro Ozu — Ozu Yasujirō Ozu Yasujirō (jap. 小津 安二郎; * 12. Dezember 1903 in Fukagawa, Tokio (heute: Kōtō ku); † 12. Dezember 1963 in Tokio) war ein einflussreicher japanischer Regisseur und …   Deutsch Wikipedia

  • Yasujiro Ozu — Ozu Yasujirō Ozu Yasujirō (jap. 小津 安二郎; * 12. Dezember 1903 in Fukagawa, Tokio (heute: Kōtō ku); † 12. Dezember 1963 in Tokio) war ein einflussreicher japanischer Regisseur und …   Deutsch Wikipedia

  • Yasujirō Ozu — Ozu Yasujirō Ozu Yasujirō (jap. 小津 安二郎; * 12. Dezember 1903 in Fukagawa, Tokio (heute: Kōtō ku); † 12. Dezember 1963 in Tokio) war ein einflussreicher japanischer Regisseur und …   Deutsch Wikipedia

  • List of Japanese language films — This is a partial list of Japanese films:0 9* 2LDK (2002) * 964 Pinocchio (1991)A* About Love (2005) * Adrenaline Drive (1999) * After Life (1998) * Aiki (2002) * Akira (1988) * Alakazam the Great (1960) * Alive (2002) * All About Lily Chou Chou… …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»